воскресенье, 10 февраля 2013 г.

олександр довженко поема про море

"Вася-реформатор" (1926);

КАДР из фильма "Земля"

Фильмография (режиссерская):

Умер Довженко 25 ноября 1956 в Москве от острой сердечной недостаточности.

В 1949 начинает преподавательскую деятельность на кафедре драматургии во ВГИКе. В том же году работает над сценарием к фильму "Прощай Америка!". Он начал съемки этой картины, но руководство Министерства кинематографии внезапно решает остановить его производство. Фильм не был завершен. Довженко смог смонтировать отснятый материал (6 частей). В 1951 1954 готовил сценарий к фильму "Поэма о море", который был снят позже, после смерти Довженко, его супругой Ю.Солнцевой. В 1955 в Московском Доме Кино состоялся вечер, посвященный его 60-летию. В 1955 1956 работал над режиссерским сценарием к фильму "Поэма о море" и киноповестью "Зачарованная Десна", которая в 1956 была опубликована в журнале «Днепр».

Его освободили от обязанностей художественного руководителя Киевской киностудии, но позволили поставить фильм по сценарию "Жизнь в цвету" ("Мичурин"). В 1948 фильм будет показан для общественности, в Доме кино, в Москве. А перед этим, была работа над документальным фильмом "Победа на Правобережной Украине", который вышел на экраны в начале 1945. Этот фильм историческая хроника, посвященная стремительному наступлению советских войск на запад. Использован большой хроникально-документальный материал, отснятый на разных фронтах. Биографический фильм "Мичурин" последнее, большое произведение Довженко, фильм о жизни и деятельности известного биолога И.Мичурина. «Я начал эту работу перед войной и сейчас вернулся к ней, как к теплому родному дому», вспоминал он впоследствии. Как отмечают исследователи творчества А.П.Довженко, Мичурин являлся в то время, новым этапом в формировании биографического жанра в советском киноискусстве. В 1949 Довженко и Солнцевой присуждена Сталинская премия второй степени за этот фильм.

Начиная с 1939 пробует себя, как режиссер документального кино. Во главе съемочной группы он выезжает на Западную Украину для проведения съемок документального фильма "Освобождение", рассказывающего о войне за воссоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Важность работы Довженко в кинодокументалистике трудно переоценить. Довженко был первым из крупных мастеров художественного кино, принявшим участие в разработке художественных средств военной кинопублицистики. В 1943 завершил работу над документальным фильмом "Битва за нашу Советскую Украину". «Мы работали с Юлией, этот фильм больше для всего мира, меньше для наших зрителей», писал он в своем «Дневнике». В это же время заканчивает работу над киноповестью "Украина в огне". "Украина в огне" это откровение Довженко. Сценарий фильма - кульминация его литературного творчества. Довженко решился рассказать горькую правду о советском бюрократизме и халатности, которые привели к гибели сотен и тысяч неповинных людей в военное время на Украине: «"Земля" наша украинская, мученица наша, в огне ты, в огне!». Но киноповесть была запрещена для печати и для постановки с формулировкой, что «это вылазка против нашей партии, против Советской власти, против колхозного крестьянства, против нашей национальной политики. Книга отражает враждебную идеологию автора».

В 1939 вышел на экраны фильм "Щорс" (автор сценария и режиссер А.П.Довженко, сорежиссер Ю.Солнцева). В ролях: Е.Самойлов, И.Скуратов, Л.Ляшенко и др. Съемки проходили в селах Великая Богачка и Яреськи, Полтавской области. Это историко-героическая драма об эпохе гражданской войны на Украине. В фильме много юмора и сарказма, трагическое и комедийное гармонично объединяется в характерах персонажей, которые многим напоминают героев повести Н.Гоголя Тарас Бульба. Картина имела большой успех: «По свидетельству самого Довженко, за весь период проката фильма, было продано 31 миллион билетов» из воспоминаний М.В.Куценко в книге "Страницы жизни и творчества А.П.Довженко".

Но в то же время, развивая тему «нового человека», начинает работу над сценарием к фильму о Дальнем Востоке. В 1934 сценарий к фильму "Аэроград" был утвержден и запущен в производство. Съемки фильма проходят на Дальнем Востоке, а затем в павильонах Москвы. Задача фильма рассказать о борьбе советских людей с врагами социализма на дальних границах страны. В этой борьбе побеждает «новый» человек и новые идеи. В тайге строится новый город форпост обороны СССР около восточных границ государства.

В 1932, в Киеве на экраны вышел звуковой фильм "Иван" о становлении советского человека под влиянием коммунистической идеологии: « за двадцать дней написал неудачный сценарий Иван и начал съемки». Он очень критически отзывался об этой своей работе: «Это был мой первый звуковой фильм, снятый на очень плохой аппаратуре »

Всего за четыре года, с 1926 по 1930 творчество Довженко претерпевает кардинальные изменения, от легких социальных комедий до социальных и личностных трагедий, перелома человеческих судеб в новой исторической реалии. Главные роли в фильме "Земля" сыграли известный украинский актер театра и кино Степан Шкурат, С.Свашенко и Ю.Солнцева. Многочисленные отзывы в прессе на фильм "Земля" были порой очень спорные и критические, часто можно было встретить прямые обвинения в натурализме. Впоследствии, в 1958, по результатам международного опроса критиков «Бюро по вопросам истории кинематографа» на Всемирной выставке в Брюсселе, этот фильм в числе двенадцати других картин, был признан лучшим фильмом всех времен и народов.

8 апреля 1930 вышел на экраны его новый фильм "Земля", снятый на только что построенной Киевской кинофабрике, рассказывающий об украинском селе времен «раскулачивания», о трагедии тракториста Василя, который погибает от рук своего односельчанина «куркуля» Хомы. Во французской газете «Синемонд» (январь, 1930) Макс Фальк писал в своей статье: «Я ценю Довженко, как выдающегося современного советского кинорежиссера ».

В 1928 начинает работу над сценарием фильма "Арсенал" ("Январское восстание в Киеве в 1918 году"). «Думаю побить Звенигору и уже даже уверен, что побью. Фильм синтез 17-го года на всей Украине. О человеческих поступках», писал Довженко. Фильм "Арсенал" это историко-революционная эпопея, рассказывающая о действительности положения, в котором находился украинский народ со времен первой мировой войны и до восстания большевиков завода «Арсенал» против войска Украинской Народной Республики, в Киеве. Уже с этой работы в его творчестве приобретают четкие черты характеры его героев и это далеко не только революционный пафос, это и человеческие трагедии, переживания, победы и поражения. ЧЕЛОВЕК, его значимость в исторической и социальной обстановке главные отличительные черты творчества Довженко.

В 1927 в Одессе начинает съемки фильма по сценарию Йогансена и Юртика (Ю.Тютюнника) "Звенигора" ("Заколдованное место"), но почти в полном объеме перерабатывает сценарий «впоследствии чего авторы демонстративно «сняли» свои имена с титров», писал в своей "Автобиографии" Довженко. Этим фильмом о вечной мечте украинского народа о воле и счастье он закладывает фундамент нового направления в киноискусстве украинского поэтического кино. В своем творчестве он будет последовательно развивать это направление, которое станет в украинском киноискусстве, поэзией человеческих судеб. Он был первым и последним мастером среди украинских режиссеров, которого еще при его жизни назовут кинопоэтом.

В 1926 закончил сценарий к комедийному фильму "Парикмахер Жанн Ковбасюк" (позднее получившего название "Ягодка любви"), и в том же году фильм вышел на экраны. "Ягодка любви" трюковая эксцентрическая комедия о приключениях парикмахера, который не желает выплачивать алименты. Вскоре начинает работать над фильмом "Сумка дипкурьера", о подвиге советских дипломатов, которые по поручению Советского посольства в Англии везут в Ленинград ценную дипломатическую почту. В этом фильме он сам выразительно сыграл скромную роль кочегара.

В кино с 1925. В то время сблизился с украинской киноорганизацией ВУФКУ (Всеукраинское Фото Кино Управление) и начал с ним сотрудничать. В то же время готовится к работе над мультипликационным фильмом. Этот замысел не был реализован. Первые его фильмы выполнены в жанре социальной комедии, популярной и востребованной в то время. В 1926 вышла на экраны сатирическая комедия "Вася-реформатор" (автор сценария и сорежиссер А.Довженко, режиссер Ф.Лопатинский), разоблачающая некоторые стороны нэповского быта. Фильм не сохранился.

Родился 10 сентября (29 августа) 1894 в селе Вьюнищи, предместья уездного городка Сосницы, Черниговской губернии. В 1914 закончил Глуховский учительский институт.

Основоположник школы украинского поэтического кино. Народный артист РСФСР (1950). Участник Великой Отечественной Войны. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, лауреат Сталинской премии первой степени и второй степени.

ДОВЖЕНКО, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1894 1956), кинорежиссер, драматург, писатель, художник и общественный деятель.

ДОВЖЕНКО АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий